Смиренномудрие

Прекрасное определение смиренномудрия дал Преподобный Макарий Оптинский: «Смиренномудрие – это умное делание смирения, проникающее в чувство души».
Ум должен быть в положении смиренно учащегося, чтобы познавать жизнь. Тогда он может быть научен Святым Духом – это основа Божественной мудрости.
Смиренномудрие как умное делание смирения можно рассмотреть на следующем примере. Будем совершать в уме делание следующих добродетелей:
1. Познание и осознание немощи своей души и нищеты духа (трезвому взгляду на себя способствует память о своих грехах и ошибках, размышление о своём порой недостойном поведении). Это поможет помнить о необходимости учиться и, как следствие, желать учиться.
2. Уважение к Богу и людям (может нарабатываться размышлением о Божьем величии и достоинстве окружающих людей, чтобы не почитать себя выше других). Это позволит не терять из поля духовного зрения Бога и учителей.
Эти две добродетели помогают ставить своё мнение под сомнение – размышляя, не мнить себя истиной в последней инстанции. Также они рождают послушание, а от него исходит смирение.
3. Покаяние (возникает в работе над первыми двумя добродетелями при осознании своих ошибок – самомнения и высокомерного отношения к Богу и людям). Оно помогает исправлять ошибки мышления.
Ум, работая над этими добродетелями, пропитывается ими, углубляется осознание и возникает чувство покаяния и смирения, желание смиряться перед Богом и людьми. Если не получается удерживать порядок мыслей, нужно подключать волю и подогревать чувства, например, благодарность к Богу и людям для укрепления уважения.
Зачинаемая в уме добродетель смиренномудрия является почвой для рассудительности – с помощью Бога и учителей умению различать доброе и злое, что благодаря Святому Духу становится мудростью.

Информация взята на сайте Не Иерусалим

Оставьте комментарий

rfwbs-slide