Крест души – это ее жизнь, внутренняя и внешняя, это то, что есть в судьбе и что должно быть по Божьему промыслу для исцеления души. Игнатий Брянчанинов пояснил, что значит крест человека:
«Господь сказал ученикам Своим: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).
… Крест «свой»: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека – свои.
Крест «свой»: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они – свои.
Крест «свой»: греховные недуги, или страсти, которые у каждого человека – свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни.
«Крест Христов» – учение Христово.
Суетен и бесплоден «крест свой», как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в «Крест Христов». … «Вне креста нет живого познания Христа».
Человек должен научиться жить, как жил Христос. Для этого было предназначено учение, чтобы душа человека исцелилась от ран, соединившись со Святым Духом. Раны же появляются, когда душа живет вне закона Божьего, т.е. вне Бога, и теряет благодать Святого Духа. Рана – это грех, привязанность духа к тому, что его разрушает.
Скорби помогают очистить дух. «Многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие» (Деян. 14:22). В скорбях нужно стараться отлепиться от душевного и плотского, и просить у Бога помощи, чтобы Бог обновил дух. Тем более, что человек настолько поврежден гордыней, что не может понести подвиги, не потщеславившись, лишь скорби и осознание своей немощи помогают стремиться к Богу, который есть истинная жизнь для души. Несение Креста Христом и Его распятие явилось символом того, что человек должен пронести свой Крест, чтобы духом воскреснуть в жизнь.
По мысли святителя Феофана Затворника, есть три вида крестов: «первый вид – кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед и вообще из горькой участи земного пребывания; второй – кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстьми и похотьми ради добродетели; третий – кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностью в волю Божию».
«Чтоб восприять на рамена крест, должно прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях, доставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду лютейшею неправдою пред Богом, свой разум – совершенным неразумием, и, наконец предавшись Богу со всею силою веры, предавшись непрестанному изучению Евангелия, отречься от воли своей. … Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть», сказал Господь (Мф.11:30)» (Игнатий Брянчанинов)
Информация взята на сайте Не Иерусалим